Консультации для педагогов по безопасности дошкольников. Педагогическая копилка. Пожарная безопасность в ДОУ

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

«Техника безопасности во время

игровой деятельности детей

дошкольного возраста»

Голубова Елена Васильевна

Май 2016г.

Игра – занимательная и интересная для ребенка деятельность - имеет огромное значение для его воспитания и развития, поэтому она требует постоянного внимания и руководства со стороны взрослых. Игровая деятельность ребенка включает в себя: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры со строительным материалом, дидактические, подвижные игры с правилами. Воспитатели должны знать и выполнять требования по технике безопасности детей.

От каких опасных и вредных факторов необходимо оградить детей?

    Нельзя оставлять детей без присмотра взрослых.

    Неправильный подбор детской мебели, так как это может повлечь за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости.

    Недостаточная освещенность и непродуманное размещение «уголков книг», уголков для настольных игр, уголков по изобразительной деятельности могут привести к нарушению остроты зрения у детей.

    Присутствие в группе постороннего длительного шума, громкой музыки, громкой речи может стать причиной нарушения остроты слуха.

    Неисправное электрооборудование в групповых комнатах и других помещениях, которое может привести к поражению детей электрическим током, пожару, вызванному коротким замыканием.

    Неправильное хранение и использование колющих, режущих мелких предметов, использование оборудования и мебели в неисправном состоянии или с дефектами могут стать причиной различных травм.

    Несоблюдение детьми правил безопасного поведения при перемещении из группы в спортивный, музыкальный зал или другое помещение детского сада, особенно при спуске или подъеме по лестнице – причина различных травм у детей.

    При работе с детьми необходимо использовать прочный, исправный демонстрационный и раздаточный учебный материал, соответствующий санитарно-гигиеническим, дидактическим, эстетическим требованиям.

    Игрушки должны быть гигиеничны, не сломаны, для разных видов игровой деятельности, позволяющие соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года и возрастом детей (игрушки двигательные, настольные, строительные).

Безопасность жизнедеятельности детей

во время подвижных игр

    Воспитатель должен знать состояние здоровья детей, и их отклонения в физическом развитии.

    Подвижные игры проводятся в помещении, и на свежем воздухе во время прогулки.

    Постоянное и переносное оборудование размещается по краям игровой площадки для того, чтобы оставался простор для проведения подвижных игр.

    Для проведения подвижных игр в групповой комнате следует освободить больше места, по возможности раздвинуть столы и стулья, чтобы они не мешали детям двигаться.

    Для прыжков, ползания, метания необходимо специальный инвентарь: обручи, дуги, мячи, кегли...

Требования безопасности перед началом подвижных игр

    Подвижные игры должны быть в перспективном плане воспитательной работы, а также в рабочем плане на каждый день.

    Подвижные игры проводят со всей группой детей или с небольшой подгруппой.

    Перед началом игры следует обратить внимание на самочувствие, состояние здоровья детей группы, и соответствие предложенных упражнений каждой возрастной группе.

    Подвижные игры, которые будут использованы в работе с детьми, воспитатель должен хорошо знать, чтобы четко объяснить смысл, правила, движения которые есть в игре.

    Воспитатель перед началом игры должен осмотреть площадку, помещение, проверить приспособления, крепления стоек, лавочек, лестниц. Проверить одежду и обувь детей.

Требования безопасности во время проведения подвижных игр

    Перед началом игр воспитатель объясняет правила игры.

    Во время выполнения движений воспитатель организует детей таким образом, чтобы они не травмировали друг друга, страхует в зависимости от подготовки, возраста ребенка, высоты оборудования, сложности упражнений.

    Выполняя прыжки и соскоки, стоит приземляться легко на носки, компенсируя нагрузку тела на ноги чуть приседая.

    Четко придерживаться требований учебной программы по поводу нагрузок.

    Необходимо чередовать спокойные и подвижные игры.

    Летом подвижные игры проводятся в прохладном затененном месте площадки. Зимой во время прогулки необходимо использовать бег и прыжки.

Требования безопасности после окончания

подвижных игр

    Проверить самочувствие детей.

    Собрать спортивный инвентарь, игрушки.

    Запрещается пить холодную воду и выходить раздетым на улицу.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

    При получении травм, ухудшении самочувствия ребенка – немедленно уведомить старшую медсестру.

    Оказать потерпевшему первую медпомощь, а в случае необходимости вызвать скорую помощь.

    Уведомить о несчастном случае заведующую, методиста.

Безопасность жизнедеятельности детей во время

прогулки на свежем воздухе

    Прогулка проводится ежедневно в любую погоду за исключением неблагоприятных погодных условий.

    Продолжительность прогулки на свежем воздухе должна соответствовать физиологическим требованиям.

    Одежда и обувь детей должна соответствовать погоде.

    Во время прогулки за пределы детского сада воспитатель напоминает детям правила поведения при переходе пешеходного перехода. Такие прогулки обязательно сопровождаются двумя взрослыми, которые должны иметь аптечку и питьевую воду.

Требования безопасности перед началом прогулки

    С целью предотвращения травм необходимо тщательно проверить площадку для прогулки. Там не должно быть битого стекла, мусора, ядовитых растений, грибов.

    Перед началом прогулки воспитатель должен увлажнить и взрыхлить песок в песочнице.

    Во время прогулки воспитатель должен видеть всех детей в поле зрения.

    Воспитатель должен находиться рядом во время самостоятельной подвижной деятельности детей с использованием игрового оборудования.

    В теплое время года обязательным должно быть наличие кипяченной воды, придерживаться питьевого режима во время прогулки.

    Все игрушки и спортивный инвентарь, который используется во время прогулки, должен быть исправным и соответствовать гигиеническим нормам.

    После окончания прогулки воспитатель должен организованно завести детей в группу.

Из всего сказанного следует сделать вывод, что во время прогулки необходимо организовать интересные и полезные дела, проводить игры и физические упражнения, что исключить несчастные случаи, будет содействовать психологическому благополучию и полноценному воспитанию каждого ребенка.

развлечение

по экологии

«Берегите природу»

Голубова Елена Васильевна

Консультация для воспитателей «Безопасность детей дошкольного возраста»

Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.

Для решения этих задач необходимо:

Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на НОД и в свободной деятельности;

Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;

Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Программа по безопасности жизнедеятельности включает в себя 5 разделов:

I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.

II раздел. Ребёнок и природа.

III раздел. Ребёнок дома.

IV раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.

V раздел. Ребёнок на улицах города.

Используйте самые различные методические приемы:

1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации: р ебёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т.д.

2. Изучайте литературу, посвященную безопасности детей.

Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам. Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Содержание сказок - жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.

3. Обращайте внимание на иллюстрации.

У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш увидел, - так и будет стоять у него перед глазами.

По этому разделу у нас в группе есть подборка иллюстраций, книги, детские презентации.

4.Задавайте вопросы.

Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А вам (нам) как раз это и надо.

Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное - не отойти от темы).

Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.

5.Прогулка.

Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его безопасности. Конечно, 5-7-летние дети, как правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. А вот если излагать их, так сказать, «с привязкой» к конкретным обстоятельствам…

6. Игра - очень важный момент в жизни маленьких детей.

Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Вот и поиграйте вместе в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры по развитию у детей познавательных процессов.

Можно использовать такие дидактически игры:

«Кто из этих людей твои родственники»,

«Кто лишний»,

«Как можно закончить предложение»,

«Угадай по признаку» и др.

Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно ругать его - спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях.

Работу с детьми необходимо проводить систематически. Обучение безопасному поведению - это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь.

Цель «безопасного» воспитания - внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.

Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.

Итак, можно сделать выводы, что для проведения НОД по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать разнообразные методические приемы:

беседы,

эксперименты,

тренинги,

наглядность,

сюжеты из жизни,

художественные произведения,

игры,

рисование на различные темы.

Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды.

Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.

Настоящим потрясением для любого родителя является необходимость отправить свое любимое чадо в детский сад. И это понятно, ведь на протяжении долгого времени мама неразрывно находилась рядом со своим драгоценным малышом, а теперь его нужно отдавать на попечение «неизвестным тетям».

Основным вопросом, волнующим всех родителей, отправляющих малыша в ДОУ, является обеспечение безопасности в детском саду своего крохи. Это вполне обоснованное волнение. Ведь отправляясь в детский сад, ребенок попадает в незнакомый, еще неизведанный для себя мир, полный не только новых радостных открытий и свершений, но и опасностей.

Какие опасности поджидают малыша

Малышей могут поджидать самые разные опасности на территории садика. Можно выделить несколько категорий:

  • повышенная заболеваемость. Это, наверное, самый частый фактор опасности, встречаемый в дошкольных учреждениях. Ни для кого не секрет, что детский сад – место большого скопления детишек разных возрастов. И вполне естественно, что иммунитет и восприимчивость к болезням у малышей разная. Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что в садике ребенок часто «цепляет» различные инфекции и заболевания. Особенно это волнует родителей, детишки которых имеют ослабленный иммунитет;
  • травматизм, несчастные случаи . Причины травм могут быть самыми разными: нередко дети могут нанести друг другу увечья в борьбе за игрушки, расталкивать приятелей, спеша с прогулки на обед, упасть с кроватки во время полуденного сна или неаккуратно прокатиться с горки – источников травматизма может быть великое множество;
  • чрезвычайные ситуации. Хотя такие явления как пожар, землетрясения – события нечастые, да и живем мы в мирное время, но забывать о необходимых мерах предотвращения подобных ситуаций и принципах обеспечения безопасности во время ЧС не стоит.
  • угроза психологического здоровья ребенка . Не все родители задумываются над тем, что малышу в садике могут нанести вред не только физический, но и психологический. И виной тому несколько факторов: личностные особенности персонала, манипулирование детьми, отношения между детьми, стресс при расставании с мамой. Родителям необходимо следить за психологическим состоянием малыша а когда ребенок категорически отказывается идти в детский сад следует тщательно разбираться в причинах.


Факторы обеспечения безопасности в детском саду

Чтобы защитить детей от различных опасностей, оставив тем самым малышей здоровыми, а родителей счастливыми, дошкольное учреждение должно обеспечить соблюдение множества факторов безопасности.

Одним из важнейших факторов является безопасность здоровья детей . С целью предупреждения различных простудных и инфекционных заболеваний в помещениях сада должен поддерживаться соответствующий температурный режим, а также уровень освещенности и проветривания. Также в местах нахождения детей необходимо отсутствие сквозняков.

Обязательным является регулярное медицинское обследование персонала учреждения с целью исключения инфекционных заболеваний. В штате образовательного учреждения непременно должна присутствовать медсестра, постоянно контролирующая здоровье и состояние малышей, отвечающая за вызов, при необходимости, скорой помощи. Также обязательными являются периодические обследования юных воспитанников в профессиональных медицинских учреждениях.

Важным является наблюдение за санитарным состоянием ДОУ, а, важнее всего, кухни и продуктов детей. Для детей, имеющих склонность к аллергическим реакциям на определенные продукты, необходимо разработать индивидуальное меню. В этом случае большая ответственность ложится на родителей. Нельзя умалчивать о продуктах-аллергенах, так как информация о них может отсутствовать в медицинской карточке ребенка.

В помещениях садика в обязательном порядке необходимо проводить ежедневную уборку и периодическую дезинфекцию, а все участники воспитательного и образовательного процесса должны свято чтить правила личной гигиены.

Среди ключевых факторов безопасности выделяют и физическую безопасность детей. Для ее обеспечения в детском саду должен быть создан комплекс условий, обеспечивающий защиту жизни и здоровья ребятишек. Угрозу могут влечь за собой не только внешние (криминальные, террористические акты, невменяемые поступки взрослых), но и внутренние (несоответствующее техническое состояние здания и сооружений на его территории) факторы.

Во избежание несчастных случаев техническое состояние помещения и прилегающих к садику построек необходимо подвергать обязательному регулярному контролю. Помимо этого каждый сотрудник садика должен владеть инструкциями по взаимодействию с основными службами безопасности. При этом механизм взаимодействия с такими организациями нужно не только разработать, но и проверить на практике в учебных условиях. Лучшим способом тренировки навыков поведения в чрезвычайных ситуациях является периодическое (не реже чем дважды в год) проведение учебных эвакуаций из помещения и с территории ДОУ.

Чтобы избежать похищения детей из садика, отдавать малышей можно только их мамам и папам, а при явке в детский сад других лиц, необходимо письменное разрешение родителей.

Пожарная безопасность в ДОУ

Соблюдение пожарной безопасности – один из ключевых моментов в системе обеспечения условий безопасности дошкольного учреждения.

Во-первых, стоит уделять пристальное внимание противопожарной безопасности здания: проводить периодический осмотр газовых плит на кухне, электрической проводки по всему зданию. Помещение ДОУ должно быть оснащено элементарными средствами защиты от огня: огнетушителями, лопатами и песком. Необходимо наличие в здании «тревожной кнопки», с помощью которой можно быстро осуществить вызов пожарных или МЧС.

Во-вторых, следует уделять пристальное внимание предметам, с которыми играет ребенок. Ведь наличие спичек или зажигалки в руках малыша необязательно вызвано халатностью родителей – это может быть случайной находкой юного исследователя, который наверняка захочет разобраться в том, «как это работает».


Лица, ответственные за безопасность детей

Практически каждый родитель задается вопросом о том, кто несет ответственность за безопасность их драгоценного чада в дошкольном учреждении? С точки зрения структуры образовательного учреждения, ответственное лицо номер один и тот, кем обеспечивается проверка безопасности на территории ДОУ – это директор или заведующий детским садом. Как гласит основной документ любого образовательного заведения (закон «Об образовании»), заведующий несет личную ответственность за безопасность каждого своего воспитанника.

Разумеется, заведующему ДОУ нереально уследить сразу за несколькими десятками детишек, поэтому ответственным, обеспечивающим безопасность ребенка в детском саду, становится воспитатель группы.

Родители ребенка также могут оказать неоценимый вклад в обеспечении мер безопасности малыша. Как правило, это добровольная финансовая и материальная помощь садику, направленная на обновление устаревших элементов игровых площадок, парт, кроваток и прочих конструкций. Также задачей родителей является контроль соблюдения норм безопасности в саду. Все это немаловажные шаги к обеспечению безопасности ребятишек дошкольного учреждения и в первую очередь своего любимого малыша.

«Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих»

ХХI век, к сожалению – это время тревоги и неуверенности в завтрашнем дне: теракты с многочисленными жертвами, заказные убийства, бандитизм, кражи детей на органы, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, бытовых пожаров и дорожно – транспортных происшествий…

Что бы хоть как – то защитить себя от такого многообразия негативизма, необходимо знать и соблюдать правила безопасного поведения.

Безопа ́ сность - отсутствие какого-либо риска , в случае реализации которого возникают негативные последствия (вред) в отношении кого-либо или чего-либо.(Википедия)

Безопасность человека - такое состояние человека , когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к плохому состоянию, ухудшению функционирования и развития организма , сознания , психики и человека в целом и не препятствует достижению определённых желательных для человека целей.(Википедия)

Поэтому возникла необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к сохранению жизни и здоровья, к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Специалистами разных научных направлений отмечается, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется повышенной двигательной активностью, любознательностью, проявлением инициативы и самостоятельности. В результате чего нередко возникают травмоопасные ситуации. От педагога требуется большая работа по воспитанию у детей безопасного поведения.

Для того, чтобы дети принимали правильное решение, необходимо:

Дать определенный объем знаний об общепринятых человеком нормах поведения;

Научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, ситуации, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте;

Развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Важно научить каждого ребёнка объяснять собственное поведение, давать оценку своим поступкам, уметь делать выводы.

Пока дети находятся в заботливых руках родителей и педагогов, никто серьезно не задумывается над проблемами безопасности. Полностью оградить их от любых происшествий не возможно. Придет время и дошкольник пойдет в школу. Будет оставаться дома один. Сможет ли он правильно поступить и предотвратить опасную ситуацию? Сможет ли проявить самостоятельность в выборе правильного решения? Готов ли защитить себя и избежать опасностей?

Каждый ребенок должен знать, как вести себя в природе с ядовитыми растениями, опасными животными, как совершать безопасные походы. Каждый должен быть осторожен в общении с незнакомыми людьми, понимать, что не всегда за приятной внешностью скрываются добрые намерения.

Каждый ребенок должен знать и соблюдать правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах и транспорте, уметь ориентироваться на местности, если потерялся. Каждый должен знать и уметь применять телефоны служб срочного реагирования.

Тот ребенок, который усвоил "школу здорового человека" испытывает эмоциональное благополучие и психологический комфорт. Он ориентируется в строении своего тела, соблюдает правила личной гигиены, знает роль лекарств и витаминов, знает как относиться к больному человеку и т.д. Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Большой интерес у детей вызывают действия с реальными предметами быта . Поэтому очень важно научить дошкольников с осторожностью, под присмотром или с разрешения взрослых использовать доступные домашние приборы и инструменты. Предметы домашнего быта являются источниками потенциальной опасности для детей. Их условно можно разделить на 3 группы:

  1. предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы).
  2. предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож, степлер).
  3. предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).

Что бы сформировать у дошкольников сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, н еобходима планомерная, систематическая, профилактическая работа с детьми, проводимая в самой приемлемой для детей игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

Игровая деятельность: дидактические игры дают возможность познакомить детей с опасностями; уточнить и систематизировать данные представления, сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности. Всем известны такие игры как: «Беспорядок», «Азбука безопасности», «Правила этикета или как правильно вести себя в обществе», «Я – спасатель», «Азбука здоровья», «Угадай предмет», «Нарисуй отгадку», «Соедини по точкам», «Так и не так».

Подвижные игры: «Красный, жёлтый, зелёный», «Похитители и находчивые ребята», «Огонь», «Раз, два, три, что может быть опасно – найди».

Ознакомление через произведения художественной литературы: Произведения художественной литературы заставляет детей задуматься и прочувствовать то, что затруднительно или невозможно для них в повседневной жизни. Это загадки и сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом», «Повесть о неизвестном герое» и др.; стихи Е. Хоринской «Спичка-невеличка», С. Я, Маршака «Пожар» и др.; рассказы В. Гальченко «Приключения пожарного», Б. Житкова «Первая тревога», М. Поступальской «Вечно живой», «Рассказы об огне» Е. Васильева «Чтобы не было беды – делай правильно», С. Обоева «Азбука безопасности»; рассматривание иллюстраций «Дети у костра», «На охоте» и др.Очень важно проводить с детьми беседу о прочитанном произведении, интересоваться их мнением о поступке героев.

Целевые прогулки и наблюдения: по улицам города, к перекресткам, вдоль остановок, на городскую площадь, в пожарную часть… Где в ходе прогулки обсуждаются разные возникающие ситуации, закрепляются правила дорожного движения, правила безопасного поведения.

Совместная творческая деятельность: Полученные детьми знания желательно отражать в рисунках, макетах, поделках, закреплять в играх-драматизациях, проигрывании проблемных ситуаций. Например, родители вместе с ребенком рисуют план-схему своей квартиры, находят и обводят красным карандашом опасные, на их взгляд, места, обосновывая свои ответы.

Для связи между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению хорошо использовать метод И.И. Логвинова и И.А. Щеголева – ситуативно-имитационное моделирование (процесс конструирования модели реальной ситуации (в данном случае, опасной обстановки) и постановка экспериментов на этой модели с целью понять различные стратегии поведения в ней). Т.е., научившись поступать в имитированных игровых условиях, близко воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Ход использования метода СИМ в работе с дошкольниками разворачивается в следующем порядке:

  1. ознакомление с макетом;
  2. инсценирование педагогом ситуаций на макете с помощью кукольных персонажей (после чтения художественной литературы) ;
  3. совместное моделирование ситуаций на макете и в игровом уголке;
  4. самостоятельные игры детей.

Проведение мероприятий с детьми по основам безопасности жизнедеятельности необходимо проводить не только в месячник безопасности, а еженедельно: первый понедельник месяца - ППБ; второй понедельник месяца - ПДД; третий понедельник месяца - обращение с предметами домашнего обихода; четвертый понедельник месяца - природные катаклизмы и антитеррор и т.д. Необходимо приглашать на мероприятия сотрудников ПДН, ГИБДД, МЧС… Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни на практике.

В воспитании сознательного безопасного поведения у детей не мало важную роль играют союзники – родители . Для поддержания единых требований по безопасности с родителями проводятся консультации, размещается информация на сайде ДОУ, оформляются стенды, буклеты, папки – передвижки, проводятся совместные праздники по ОБЖ. Родители воспитанников принимают участие в изготовлении макетов, выставок, стендов по ОБЖ.

Необходимо постараться уберечь малышей от возможных опасностей, помочь им, показать пример, научить правильно и безопасно вести себя в транспорте, в общественных местах, на улице, дома, в общении с незнакомыми людьми.

старший воспитатель М.А. Севостьянова