Закон о пенсиях в рф. Федеральный закон о трудовых пенсиях. Все законы о пенсиях РФ представлены ниже

Каждый работающий человек, на протяжении всех рабочих лет, обязан выплачивать взносы в социальный и страховой фонды Российской Федерации. Производятся отчисления для получения пенсии при достижении определенного возраста и страхового стажа. Все нюансы, касающиеся размера пенсионных выплат и метода их начисления описаны в Федеральном Законе № 400.

В 18 статье ФЗ № 400 указываются условия проведения индексации пенсий работающих пенсионеров. Перерасчет (повышение, уменьшение) выплат производиться по формуле:

СПст = СПстп + (ИПКi / К / КН x СПК), где

  • СПст — размер выплат по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца;
  • СПстп — установленный размер пенсии на 31 юля года, в котором производится расчет;
  • ИПКi — индивидуальный пенсионный коэффициент;
  • К — специальный коэффициент;
  • КН — второй специальный коэффициент;
  • СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента.

По закону, минимальный размер пенсии устанавливается исходя из показателя прожиточного минимума. Поэтому по законодательству не может быть ниже, чем установленный прожиточный минимум.

Скачать текст

Страховые выплаты назначается в определенные сроки, установленными законом России:

  • выплаты по старости начисляются со следующего дня после увольнения с работы. Необходимо обратиться за данной пенсией в максимально установленный срок 30 дней после увольнения;
  • страховые выплаты по инвалидности назначаются со дня признания человека инвалидом, если он или его представитель обратились за начислением в течении года со дня установления факта инвалидности;
  • чтобы получить пенсию по случаю потери кормильца, по закону, следует обратиться в течении года со дня смерти данного человека.

Все нюансы начисления пенсий и их выплат подробно изложены в законе № 400. Ознакомиться с последней редакцией Федерального Закона «О страховых пенсиях» можно . Подробно рассмотреть внесенные изменения, согласно закону № 143, можно по

На протяжении последних нескольких лет пенсионное законодательство претерпело значительные изменения.

Это связано с растущим экономическим кризисом в РФ. Однако ряд недавних нововведений призван стабилизировать ситуацию с пенсионным обеспечением.

Мы рассмотрим последние изменения в законе о пенсиях, что позволит заинтересованным лицам разобраться в его новых нюансах.

Основные положения

ФЗ № 173-ФЗ о пенсиях был принят 17.12.01 года. В согласии с ФЗ от 28.12.13 года № 400-ФЗ этот законодательный акт перестал иметь юридическую силу с 1.01.15 года, кроме положений, регламентирующих начисление трудовых пенсий.

Данный закон регулирует порядок выплаты пенсионных начислений работникам, которые достигли определенного возраста и имеют предусмотренный законодательством трудовой стаж. Также, законом определяются разновидности пенсионных начислений и лица, которым они могут выплачиваться.

Главный критерий - это то, что данное госпособие имеет прямую связь с трудовой деятельностью.

Помимо ключевых определений и видов пенсионных выплат, законом регламентируется следующее :

  • условия предоставления;
  • размер данных соцвыплат;
  • порядок начисления госпособия;
  • способ доставки пенсии;
  • расчет отчислений.

По сути этим нормативным актом устанавливаются законодательные основы пенсионного обеспечения. Помимо всего прочего данный закон регулирует особенности начисления госпособия сотрудникам, условия работы которых являются более тяжелыми или имеют другие особенности.

Понятие трудовой пенсии и при каких условиях она выплачивается

Трудовая пенсия - это ежемесячное госпособие , которое начисляют для компенсации застрахованным гражданам зарплаты или соцвыплат, утраченных ими из-за нетрудоспособности, появившейся при наступлении или .

Кроме того, данное госпособие начисляется нетрудоспособным членам семьи, лишившимся зарплаты или соцвыплат . Право на их начисление определяется в согласии с условиями и нормами, утвержденными данным законом.

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 7 рассматриваемого закона право на пенсионные начисления по старости имеют следующие лица:

  • мужчины (женщины), которым исполнилось 60 (55) лет;
  • минимальный (от 5 лет).

В соответствии с п. 1 ст. 8 главы 2 начисление пенсии по инвалидности полагается физлицам, которые признаны инвалидами I–III группы на основании , проведенной федеральными госучреждениями в соответствии с положениями ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ». Порядок определения факта появления инвалидности, либо смерти кормильца по причине совершения преступления или преднамеренного причинения им вреда своему здоровью (при условии, что это доказано в судебном порядке), регламентируются Правительством РФ.

Пенсионные выплаты по инвалидности начисляются без учета следующих факторов:

  • причины инвалидности (кроме случаев, указанных в п. 4 ст.8);
  • срока страхового стажа;
  • продолжения рабочей деятельности;
  • момента наступления инвалидности (до начала работы, во время нее или после увольнения).

Пункт 4 статьи 8 гласит, что при появлении инвалидности по причине совершения физлицом намеренного уголовного преступления, либо преднамеренного причинения им вреда собственному здоровью, которые доказаны в судебном порядке, а также при отсутствии какого-либо стажа работы устанавливается по инвалидности в согласии с ФЗ «О госпенсионном обеспечении в РФ».

Статья 9 регламентирует условия начисления пенсионных выплат при утере кормильца. Право на это госпособие принадлежит нетрудоспособным членам семьи, которые были на иждивении. Семья пропавшего без вести кормильца (это должно быть доказано в согласии с существующим порядком) уравнивается в правах с семьей, у которой умер кормилец.

Определение размера выплат

Величина страховой части (СЧ) госпособия по старости устанавливается в согласии со статьей 14 данного закона по формуле:

СЧ = РПК/КМ + ФБР

  • РПК - размер пенсионного капитала (ст. 29.1 ФЗ) состоянием на день оформления госпособия;
  • КМ - число месяцев (за 19 лет - 228) начисления пенсионных выплат;
  • ФБР - базовый размер (фиксированная сумма) страховой части пенсионных начислений (определяется из Справки о базовых фиксированных размерах СЧ пенсионных выплат, а также коэффициентах индексации).

Гражданам, проживающим в Заполярье и приравненных к нему территориях, ФБР увеличивается на определенный , величина которого регламентируется Правительством РФ.

Данной категории пенсионеров на новое местожительство, в другие местности Заполярья и приравненные к ним регионы, в которых функционируют другие районные множители, ФБР устанавливается с учетом величины нового районного множителя, за исключением физлиц, у которых стаж работы свыше 15 лет в территориях Заполярья и страховой стаж 25 (20) лет у мужчин (женщин).

Величина накопительной части госпособия по старости рассчитывается по формуле:

НЧ = РПН/КМ

  • НЧ - сумма накопительной части соцвыплаты;
  • РПН - величина накоплений, которые принимают в расчет в специальной части его ИЛС с момента начисления накопительной части госпособия;
  • КМ - число месяцев установленного периода соцвыплаты, который используется для расчета страховой части госпособия.

Размер пенсионных выплат по старости рассчитывается по формуле:

ПС = СЧП + НЧП

  • ПС - размер пенсионных начислений;
  • СЧП - страховая часть госпособия;
  • НЧП - накопительная часть.

Порядок назначения и сроки выплаты

Назначение, выплата и доставка пенсионных начислений осуществляются учреждением , занимающимся вопросами пенсионного обеспечения в согласии с ФЗ «О пенсионном страховании в РФ», по месту проживания гражданина, обратившегося для оформления пенсионных выплат.

Доставка выплат осуществляется по желанию гражданина госорганом, производящим пенсионное обеспечение, либо через банк, кредитные организации, отделение почты, а также другие организации, занимающиеся доставкой пенсионных начислений, путем:

  • получения в кассе организации;
  • вручения на дому;
  • зачисления на счет гражданина в банке, либо в кредитной организации.

Пенсионные выплаты назначаются со дня обращения за госпособием (кроме случаев, указанных пунктами 4 и 4.1 статьи 19 закона о пенсиях), но не ранее дня получения права на нее. Днем обращения является день приема госорганом, занимающимся пенсионным обеспечением, заявления и требуемой документации с учетом положений п. 3 ст. 18 данного закона.

Заявление о начислении пенсионных выплат рассматривается на протяжении 10 дней с момента его подачи, либо со дня предоставления дополнительной документации в согласии с п. 3 ст. 19.

В случае отказа в предоставлении пенсии госорган обязан на протяжении 5 дней после принятия решения уведомить об этом заявителя. При этом должна быть приведена причина отказа, возможности его обжалования, а также возвращена вся документация.

Согласно ст. 23 выплата пенсионных начислений и их доставка осуществляется за период текущего месяца .

Удержания из пенсии осуществляются на основании следующего:

  • исполнительной документации;
  • решений госорганов, производящих пенсионное обеспечение, о взыскании переплаченных сумм, связанных с нарушением п. 4 ст. 23 закона о пенсиях;
  • решения суда о взыскании из госпособия по причине злоупотреблений со стороны гражданина, если это доказано в судебном порядке.

Досрочное начисление

Пенсионные выплаты по старости начисляются ранее установленного возраста следующим категориям граждан:

Более подробный , после работы на которых полагается госпособие по старости, перечисляется в ст. 27 данного закона. Также она определяет период работы, страховой стаж и возраст с которого полагается данное госпособие для каждого вида трудовой деятельности.

Может полагаться некоторым категориям граждан независимо от трудовой деятельности, например, многодетным матерям, определенным категориям инвалидов и гражданам, которые имеют некоторые заболевания. Также ее могут получить те, кто проживали или работали определенный период времени в Заполярье.

Последние изменения и дополнения

В 2015 году в закон о пенсиях были внесены значительные изменения :

  1. Для расчета пенсионных выплат теперь применяется новая формула (приведена в данной статье).
  2. Все физлица имеют право на страховое и пенсионное гособеспечение.
  3. Предусматривается .

О накопительной части пенсии смотрите в следующем видеоматериале:

Пенсионная система претерпела огромные изменения с советских времен.

На сегодняшний день пенсионная система неуклонно стремится к западной модели. Совершенствования в данной сфере производятся поэтапно и неуклонно. Вместе с изменилось и само формирование будущих социальных выплат. А их размер теперь может зависеть не только от уровня получаемых доходов и количества отработанных лет, но и способов их формирования.

В 2017 году каждый гражданин может сам для себя определять, каким образом он будет формировать свои накопления на старость. Можно довериться, как и раньше государству, обратившись в управляющую компанию государственного масштаба. Но есть и иные возможности, например, формируя накопления в негосударственном пенсионном фонде или вместе с частными управляющими компаниями.

Становление пенсионного законодательства в России имеет четкие временные вехи. До 90-х годов ХХ века пенсии по старости назначались государством без ориентировки на уровень получаемых доходов бывшего работника. устанавливалась единожды и не претерпевала никаких изменений на протяжении всех последующих лет. Такое положение дел было обусловлено отсутствием инфляции и тем фактом, что сами отчисления формировались иным путем, а именно отчислениями предприятий и бюджетным финансированием.

С 1990 года начались изменения в данной сфере, рассматривались различные законопроекты, потому что пенсии требовали индексации в связи с постоянным ростом цен. В этом году был сформирован Пенсионный фонд, который стал получать ежемесячные отчисления от юридических и физических лиц, за счет чего и производились регулярные начисления пенсий. Кроме того, сам расчет значительно изменился. А уже в 1992 году были введены негосударственные пенсионные фонды, которые позволяли работающим гражданам накапливать средства к старости.

Последующие годы вплоть до 2000 ситуация в данной сфере была крайне тяжелая, несмотря на количество проведенных реформ. Но с началом XI века пенсионное реформирование приняло новые обороты, постепенно стабилизируя ситуацию.

Закон «О трудовых пенсиях в РФ»

Законодательство о трудовых пенсиях в Российской Федерации долгие годы регулировалось 173 ФЗ. Федеральный закон о трудовых пенсиях в РФ 3 173-ФЗ был принят 17 декабря 2001 года.

Данный закон объединил в себе многие законопроекты, предложив принципиально новый подход к формированию . В частности, пенсии стали делиться по основаниям для их получения. Их можно получить не только при достижении пенсионного возраста, но также и по инвалидности, и при потере кормильца.

Пособия формируются из нескольких различных частей:

  1. Базовая часть — это тот минимум, на который можно претендовать при определенных условиях.
  2. Страховая, которая напрямую зависит от продолжительности отчислений в пенсионный фонд.
  3. , позволяющая самостоятельно корректировать уровень средств, отложенных на старость.

В 173-ФЗ было скорректировано понятие о периодах, которые считаются страховыми, а посему должны быть засчитаны при начислении пенсии. Согласно данному закону, учитываются не только фактически отработанные периоды, но и время когда:

  • гражданин проходил срочную воинскую службу;
  • женщина осуществляла уход за новорожденным;
  • производился уход за инвалидом первой группы или пожилым человеком ;
  • человек числился безработным и получал пособие и др.

Единственным условием для осуществления данного зачета в страховой период является факт наличия официального трудоустройства перед указанным сроком или сразу после него, вне зависимости от общей его продолжительности.

Закон «О страховых пенсиях»

В 2015 году вступил в силу новый закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ. В его основе лежит новый подход к формированию пенсионного пособия. Теперь пособие будет состоять из двух частей:

  1. Накопительных суммах.

Страховая часть - это те средства, которые наниматель отчисляет ежемесячно в бюджет за каждого своего работника. Ставка таких отчислений равняется 22%. Указанная сумма автоматически делится на две неравные части:

  1. 6% — именно такую сумму можно отчислять на незамедлительные инвестиции в различные проекты. То есть эти деньги могут работать и приносить прибыль, что впоследствии может существенно увеличить выплачиваемое пособие.
  2. 16% — сразу идут на страховую часть.

По желанию работника все 22% могут сразу отчисляться в страховую часть, минуя фондовый рынок.

Накопительные суммы могут скапливать в государственных или негосударственных управляющих компаниях. Выбор остается исключительно за гражданином. Если выбираются негосударственные компании, то данные средства инвестируют в фондовые рынки, принося прибыль как компаниям, так и инвесторам, то есть гражданам, вносящим данные накопления.

Применяется ли в настоящее время закон № 173?

Закон о назначении трудовых пенсий № 173-ФЗ фактически был заменен законом о страховых пенсионных пособиях №400-ФЗ. Произошло это в 2015 году. Но принятие нового Закона не полностью аннулировало действие предыдущего ФЗ № 173. Фактически на сегодняшний день действуют два этих документа. Основополагающим считается последнее издание под № 400. Все пункты, совпадающие с предыдущим ФЗ, теперь трактуются только в новой редакции. А вот те абзацы в ФЗ 173, которых не коснулись изменения, действуют и поныне в той же редакции. Без изменений остались те нормы, которые описывают порядок исчисления размера пенсионных пособий.

Закон о трудовых пенсиях в РФ под номером 173-ФЗ регулирует все вопросы, касающиеся начисления пенсионных выплат. Он устанавливает правовую основу для того, чтобы граждане Российской Федерации имели возможность получать соответствующие начисления. Также данное законоположение оговаривает порядок, по которому осуществляется реализация данных процессов.

Понятие и виды пенсий по Федеральному закону о трудовых пенсиях РФ

Представленное законоположение о назначении пенсий в РФ было принято в 2001 году. Структурно оно состоит из семи глав, которые разделяют между собой 32 статьи. Тематически они заключают в себе следующие разделы:


  • общие положения дают определения основным понятиям, используемым в статье, устанавливают лица, которые обладают правом на данные пенсионные выплаты, а также определяются виды платежей;
  • условия для реализации начислений устанавливают правовые рамки по каждому из видов пенсионного обеспечения;
  • страховой стаж оговаривает нужный период для получения выплат, порядок и систему их расчета;
  • размеры возмещения также подразделяются в зависимости от их вида, устанавливается доля страховой части;
  • далее устанавливается порядок и процедура начисления, а также все вопросы, связанные с перерасчетами и доставкой;
  • устанавливается порядок сохранения ранее полученных по текущему законодательству прав.

В соответствии с основными видами, пенсионное обеспечение может начисляться на следующих основаниях:

  • трудовая пенсия по старости;
  • по инвалидности;
  • в случае потери кормильца.

Все четыре статьи в итоге обговаривают следующие категории населения, которые могут рассчитывать на досрочное оформление пенсионных выплат по старости:

  • условия для досрочного возмещения для мужчин и женщин, задействованных в тяжелых условиях труда;
  • назначение пенсионного возмещения работникам летно-испытательного состава;
  • отдельные категории граждан, которые по состоянию здоровья или социальному статусу могут рассчитывать на досрочный порядок назначения;
  • отдельно оговариваются работники Крайнего Севера и равнозначных местностей.

Положения данных статей регулируют правовые стороны досрочного назначения и порядок предоставления пенсионных выплат. Постоянная их доработка и внесение изменений предоставляют на сегодняшний день актуальную информацию по ситуации с данными начислениями.

В итоге в последней редакции статьи 27 и 28 вместе с дополнительными являют собой списки категорий граждан. Именно данный категории могут рассчитывать на досрочное пенсионное обеспечение.


Закон 173-ФЗ о трудовых пенсиях в РФ в последней редакции

Изменения Федерального закона о трудовых пенсиях Российской Федерации вносились на всем протяжении периода его действия. Последняя редакция предлагает возможность получить полную и актуальную информацию по законоположению.

Для удобства представленный ниже документ содержит в себе ссылки, предоставляющие доступ к сопутствующим актам. Это позволяет наглядно получать полную информацию по возникающим вопросам. Также с их помощью можно изучить порядок внесения изменений и их содержание.

Последняя редакция законоположения 173-ФЗ была исправлена в ноябре 2015 года согласно Постановлению Конституционного Суда РФ. Если же говорить исключительно о редакции Федеральных законов, то по ним последнее изменение приходится на июнь 2014 года.

    Формы самозащиты работниками трудовых прав

    Согласно конституционным законам каждый гражданин может рассчитывать на защиту своих свобод и прав от внешних…

    Нумерация трудовых договоров в организации

    При ведении документации в организации желательно придерживаться стандартов Роструда. И хотя присвоение номеров трудовым договорам…

    Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях

    В Российской Федерации иностранные граждане могут самостоятельно решать, на какую работу им устраиваться и какую…

    Федеральный закон 400-ФЗ о страховых пенсиях с изменениями 2018

    Страховая пенсия представляет собой фиксированную ежемесячную выплату. Федеральный закон 400-ФЗ регулирует данные аспекты. Он указывает,…

    Закон Российской Федерации о занятости населения в 2018 году

    Федеральный закон о занятости населения РФ регулирует основные аспекты жизнедеятельности граждан, касающиеся не только наличия…

    Способы защиты трудовых прав работников

    Трудящийся человек имеет право на защиту своих интересов в процессе выполнения своих рабочих обязанностей, оплаты…

До 2019 года были положены лицам, достигшим возраста 65 лет мужчины и 60 лет женщины (т.е. на 5 лет позже общеустановленного на 2018 год пенсионного возраста 60/55 лет). По новому закону такое право будет возникать только при достижении 70 и 65 лет (т.е. также с увеличением на 5 лет относительно нового возраста 65/60 лет).

При этом для социальных пенсий законом также предусматриваются переходные положения, которые устанавливают поэтапное повышение пенсионного возраста, начиная с 1 января 2019 года (а в 2019 и 2020 гг. будут действовать льготные условия выхода на пенсию, согласно , которые были предложены Президентом).

Все предусмотренные законом новые величины пенсионного возраста для получения социальных пенсий для мужчин и женщин (соответственно 70 и 65 лет) будут окончательно установлены с 2023 года.

Кого не коснется повышение пенсионного возраста в России?

В первую очередь, предусмотренные законом изменения с 2019 года не коснутся тех, кто уже на пенсии - все пенсионеры продолжат по-прежнему получать все уже назначенные им выплаты в соответствии с приобретенными ранее правами и льготами.

Кроме того, принятый закон не предусматривает увеличение пенсионного возраста для отдельных категорий граждан:

  1. Занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, а именно:
    • работники, в пользу которых работодатель уплачивает страховые взносы по соответствующим тарифам, которые были определены в результате специальной оценки условий труда;
    • летчики гражданской авиации, инженерно-технический состав по обслуживанию воздушных судов;
    • летно-испытательный состав, занятый в испытаниях авиационной и другой техники;
    • рабочие локомотивных бригад, работники, осуществляющие организацию перевозок и обеспечивающие безопасность движения на ж/д транспорте, в метрополитене;
    • машинисты строительной, дорожной, погрузочно-разгрузочной техники;
    • трактористы-машинисты, работающие в сельском хозяйстве и других сферах;
    • рабочие на лесозаготовках, лесосплаве, а также занимающиеся обслуживанием механизмов и оборудования;
    • водители грузового транспорта в рудниках, картерах, шахтах и проч.;
    • на подземных либо открытых горных работах, в горноспасательных частях, в добыче сланцев, угля, руды и прочих полезных ископаемых;
    • в строительстве шахт и рудников;
    • в геологоразведочных, поисковых, топографических отрядах и экспедициях, на изыскательных и других работах;
    • в плавсоставе морского, речного флота, в рыбной промышленности;
    • водители пассажирского транспорта на регулярных городских маршрутах (автобусов, троллейбусов, трамваев);
    • спасатели в аварийно-спасательных службах;
    • работающие с осужденными в организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
    • женщины, работающие в текстильной промышленности с тяжестями в условиях повышенной интенсивности и другие.
  2. Граждане, которым пенсия полагается по состоянию здоровья либо социальным мотивам:
    • одному из родителей либо опекунам , воспитавшим их до достижения 8 лет;
    • инвалидам 1 группы по зрению;
    • женщинам, родившим 5 и более детей и воспитавшим их до достижения 8 лет;
    • женщинам, родившим 2 и более детей и имеющим установленный стаж работы в районах Крайнего Севера и районам, приравненным к ним и другие.
  3. Лица, которые пострадали в результате техногенных или радиационных катастроф (на Чернобыльской АЭС, химкомбинате «Маяк», Семипалатинском полигоне и т.д.).

Полный подробный перечень лиц, которых не коснется запланированное Правительством повышение пенсионного возраста с 2019 года, приводится в (формат файла PDF), подготовленном специалистами Пенсионного фонда РФ.